Адвокатские запросы. Законопроект

Адвокатские запросы. Законопроект

             Как сообщается в Российской газете(статья "Защита переходит в нападение") Министерство юстиции России обнародовало законопроект, который призван усилить значимость адвокатских запросов. Государственные ведомства и различные организации обязаны отвечать на адвокатский запрос в течение 15 дней, за игнорирование этого требования им будут грозить штрафы.

         Предполагается, что право, условно говоря, прижать чиновника к стенке и добиться правды поможет адвокату полнее собирать досье для защиты клиента. А бесценная информация, которую больше не смогут придерживать столоначальники, спасет невиновного от тюрьмы. Возможно, кому-то такие надежды покажутся слишком оптимистичными, однако в идеале система должна работать именно так.
         Как поясняют эксперты, проблема назрела давно. Формально перед лицом суда все равны, но на деле выясняется, что у стороны обвинения больше возможностей получить какую-то важную информацию. Защите же зачастую приходится биться о глухие стены, так как закон позволяет чиновникам не принимать близко к сердцу письма с "другой" стороны. А значит, полагают эксперты, закон надо изменить.
         По словам эксперта Федеральной палаты адвокатов России, кандидата юридических наук Андрея Рагулина, подготовка данного законопроекта является попыткой устранить имеющиеся затруднения. При этом у экспертов есть предложения, как улучшить документ.
         "В законопроекте не нашел своего отражения значительный массив законодательных актов, который так или иначе может быть связан с вопросами предоставления информации по адвокатскому запросу, — говорит Андрей Рагулин. — Так, например, не решен вопрос о том, каким образом адвокат сможет запрашивать информацию, составляющую государственную, профессиональную, служебную, личную, семейную, банковскую тайну, тайну сведений о соединениях абонентов мобильных устройств и ряд иных видов тайн, охраняемых федеральными законами. В то же время, согласно положениям действующих в настоящее время норм, такая информация может быть, например, получена следователем по решению суда".
         Возможно, по мнению экспертов, стоит предусмотреть в Уголовно-процессуальном кодексе и возможность обращения адвоката в суд за санкцией для получения информации в подобных случаях, допустим, если надо получить распечатку соединений какого-нибудь абонента сотовой связи.

Ниже публикуется Пояснительная записка к проекту закона.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи» (далее – проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 36 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2013 г. № 2590-р.

Проект федерального закона подготовлен в целях регулирования положений
о запросе адвоката и направлен на устранение нарушений права адвокатов на запрос сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Целью проекта федерального закона является устранение правовых коллизий
и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса.

Создание политико-правовых институтов, направленных на обеспечение гражданских прав граждан и эффективное исполнение законодательства невозможно без развития адвокатуры – важнейшего института гражданского общества, обеспечивающего соблюдение частноправовых и публично — правовых интересов, а также осуществляющих оказание квалифицированной юридической помощи.

Направление адвокатом запросов в различные органы и организации
и получение ответов на них выступает в качестве одного из способов непосредственного получения информации, имеющей доказательственное значение. Несмотря на наличие у адвоката права запрашивать сведения, необходимые ему для оказания юридической помощи, реализация этого права существенно затруднена.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) закрепляет право адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе право запрашивать справки, характеристики
и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии
не позднее чем в месячный срок со дня получения соответствующего запроса адвоката. Кроме того, согласно уголовно-процессуальному законодательству
с момента допуска к участию вуголовном деле защитник вправе собирать
и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи,
в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем данное право адвоката трудно реализуемо, поскольку, регламентировав данное право, законодатель не установил процессуальный порядок производства по собиранию и предоставлению доказательств, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела.

Закрепленные в статьей 6 Федерального закона № 63-ФЗ право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить информацию не распространяются
на установленные специальными законами конфиденциальные сведения. Также отсутствует порядок предоставления информации ограниченного доступа непосредственно адвокату. Перечень лиц, имеющих доступ к информации ограниченного доступа, является закрытым, и отсутствие в нем адвокатов свидетельствует о том, что данная информация по адвокатскому запросу
не предоставляется в силу закона. Более того, конфиденциальные сведения, необходимые адвокату для оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть получены им только по ходатайству перед органами дознания, следствия или судом.

Проектом федерального закона предлагается включить в перечень лиц, имеющих право на получение информации, составляющей коммерческую, банковскую, налоговую, врачебную и иную тайны, адвокатов, а также распространить на них порядок предоставления указанных сведений (информации).

В предлагаемом проекте федерального закона указано на возможность получения адвокатом сведений при наличии документов, подтверждающих оказание квалифицированной юридической помощи; предлагается урегулировать вопросы порядка оформления и направления адвокатского запроса, требования к которым будут определяться федеральным органом юстиции.

В нем срок для ответа на запрос сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, сокращен до двадцати рабочих дней.

Проект федерального закона устанавливает административную ответственность за отказ в предоставлении информации, непредставление
или представление заведомо недостоверных сведений по запросу адвоката.

Принятие предлагаемых изменений может решить проблему необоснованного неисполнения адвокатского запроса должностными лицами, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, государственными нотариальными конторами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, общественными объединениями, а также индивидуальными предпринимателями,
а также будет способствовать существенному сокращению сроков рассмотрения дел.

С учетом положений Федерального закона № 63-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет персональную ответственность.

Наряду с этим в проекте федерального закона предлагается урегулировать иные вопросы, связанные с осуществление адвокатом своей профессиональной деятельности.

Принятие предлагаемых изменений будет способствовать укреплению престижа и повышению эффективности адвокатской деятельности и, как следствие, обеспечению действенной реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренной статьей 48 Конституции Российской Федерации.

Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

18:19
1514
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...