Составление одного протокола по обстоятельствам нескольких, хоть и однородных, правонарушений, повлекло отмену постановления об административном правонарушении

Исследовав материалы дела, суд установил, что Определением от 21.09.2012 административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении № ПУЧАО/297/12 в отношении ООО «Интеррыбфлот» за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Отсутствие разрешений уполномоченного органа на неоднократное пересечение Государственной границы РФ судном РС «Нарвал» послужило основанием для составления административным органом 21.09.2012 в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения 19.10.2012 постановления по делу об административном правонарушении № ПУЧАО/297/12, которым ООО «Интеррыбфлот» признано виновным в совершении двенадцати административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением обществу наказания в виде административного штрафа по 600 000 руб. за каждое правонарушение, в общем размере 7 200 000 руб. Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 25 января 2013 года арбитражный суд Приморского края признал незаконным и отменил постановление Пограничного управления ФСБ России по Чукотскому автономному округу по делу об административном правонарушении № ПУЧАО/297/12 от 19.10.2012 о назначении наказания обществу с ограниченной ответственностью «Интеррыбфлот».

Арбитражный суд указал, что оспариваемое постановление нельзя признать соответствующим положениям КоАП РФ, которым предусмотрено обязательное соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
По смыслу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе. Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, поскольку обществу вменено совершение двенадцати однородных административных правонарушений, поэтому каждое правонарушение должно было быть зафиксировано отдельным протоколом об административном правонарушении. Однако, в отношении двенадцати правонарушений административным органом 21.09.2012 был составлен один протокол.
Данный подход соответствует судебной арбитражной практике, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 № 1097/08.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам статьи 29.1 КоАП РФ вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления самостоятельного протокола об административном правонарушении.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
В рассматриваемом деле указанное процессуальное нарушение является существенным, так как возможность его устранения при рассмотрении судом вопроса о законности привлечения заявителя к административной ответственности отсутствует.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Скачать постановление

15:19
720
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...