Пограничники выявляют нарушения по пересечению границы рыболовными судами или ждут эти нарушения?

Пограничники выявляют нарушения по пересечению границы рыболовными судами или  ждут эти нарушения?

В отношении капитана судна «Кишиневка», а позже в отношении судовладельца – ООО «Рико» должностные лица Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району в феврале – апреле 2016 года возбудили несколько дел об административных правонарушениях в связи с нарушениями по пересечению государственной границы судном «Кишиневка» в январе 2016 года, а именно, в связи с четырьмя пересечениями государственной границы 19, 20, 21 и 28 января 2016 года. За каждое пересечение границы на капитана судна был наложен штраф в размере 30 000 рублей, а на юридическое лицо – 400 000 рублей. Итого общая сумма назначенных штрафных санкций составила 1 720 000 рублей. Однако, ознакомление с материалами административных производств показало, что пограничный орган не просто выявлял допущенные нарушения закона, а знал, что эти нарушения должны были произойти и тихо «ждал нарушений», вероятно, желая достигнуть их максимального количества. 

История эта началась с 16 января 2016 года, когда судовладелец направил в пограничный орган уведомление о намерении неоднократно пересекать судном «Кишиневка» государственную границу в  ходе промысловой деятельности. 17 января 2016 года судовладелец направил еще одно уведомление (с измененной датой выхода 17 января 2016 года).  И 17 января 2016 года  в 22 часа 00 минут судно «Кишиневка» вышло на промысел из Петропавловск-Камчатского морского порта с уверенностью, что закон о уведомлении о неоднократном пересечении государственной границы рыболовным судном соблюден. Но, должностные лица пограничного органа были уверенны в другом. Они считали, что уведомление было подано с нарушениями и, следовательно, судно при пересечении государственной границы нарушит закон. Так, Врио начальника координационного отдела Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району капитан 2 ранга А.А.Орехов, после получения уведомления подписанного капитаном судна «Кишиневка», 18 января 2016 года направил в адрес начальника отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району капитану 1 ранга В.П.Кальченко письмо, в котором сообщил, что, по его мнению, уведомление было подано ООО «Рико» с нарушениями закона, и теперь ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ нарушение ч.21 ст.9 Закона РФ «О государственной границе РФ».  С этого момента уже два должностных лица пограничного органа, убеждены, что судно неправильно подало уведомление, стали ждать когда же это судно начнет пересекать границу. Ждать пришлось недолго. И уже 19 января 2016 года судно первый раз пересекло границу. Конечно, должностные лица и не думали предупреждать судовладельца. Поэтому судно успело  до конца января пересечь границу четыре раза. Вероятно, должностные лица пограничного органа добросовестно полагали, что в этом и заключается функция и задачи пограничного органа, а именно, чтобы не пресекать возможное нарушение закона, не предупреждать о допущенных нарушениях, которые приведут к нарушению правил пересечения государственной границы, а тихо наблюдать за этими пересечениями, после чего, возбуждать по этим эпизодам административные дела и обеспечить государство штрафами в немалом размере.

 Изображение

Согласуются ли подобные действиями должностных лиц с задачами по охране государственной границе, определенными в законодательстве России?

Основным законодательным актом, непосредственно закрепляющим и регулирующим вопросы защиты и охраны границы, ее режима, пограничного режима и т.д., является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Он определяет Государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1)

Государственной границей на море является линия внешней границы территориального моря РФ.

Защита и охрана Государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности РФ.

Защита Государственной границы является неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ.

Охрана Государственной границы является составной частью ее защиты и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах пограничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде, а также другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Она осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Перечисленные меры рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности РФ.

Почему же должностные лица пограничной службы ждали и молча наблюдали за пересечением границы судном (а все знают, что каждое подобное судно оборудовано системой позиционирования (ТСК)), если были убеждены, что каждое последующее пересечение будет незаконным? И действительно ли в деянии должностных лиц нет ничего предосудительного?

С точки зрения защитника капитана судна и судовладельца – адвоката Игоря Копытова, подобные действия не могут считаться законными. Ведь если вникнуть в их суть, то должностные лица, назначение которых охранять государственную границу от незаконного пересечения любыми лицами, зная, что в случае пересечения границы судном, такое пересечение будет незаконным, молчаливо ждали, когда же граница будет пересечена, причем неоднократно. Получается, что условия по пересечению границы с нарушениями создали именно должностные лица пограничного органа, а не капитан судна, который, если и ошибся в чем-то, то этого не знал, и был уверен, что им закон не нарушался. Поэтому с целью их проверки ООО «Рико» обратилось с заявлением в адрес военного прокурора 310 военной прокуратуры.  Кстати, как представляется, указанные лица ждали пересечения границы, после, с их точки зрения неправильного уведомления при выходе из порта, не только судном «Кишиневка», но и другими судами. И, думается, что если провести проверку по всем этим фактам, то выявится весьма странная картина.

 Поскриптум. Правда, есть одно но… По двум эпизодам пересечения границы Камчатский краевой суд признал отсутствие нарушений со стороны капитана… Два эпизода будут рассматривать позже… Одновременно, не известно какие решения примут и судьи арбитражного суда по жалобам юридического лица… Если будет признано, что нарушений не было, тогда и от действий должностных лиц последствия в виде незаконного пересечения границы не наступили… Но это по этим эпизодам… А ведь были, наверняка, и другие письма и эпизоды....

22:53
2340
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...