Тайный защитник. Адвокат оказал юридическую помощь гражданину втайне от него. Суд пришел к выводу, что это правильно.

Тайный защитник. Адвокат оказал юридическую помощь гражданину втайне от него. Суд пришел к выводу, что это правильно.

        На Камчатке органы следствия стали практиковать приглашение в тайне от обвиняемого, но, якобы, для оказания ему юридической помощи в качестве его защитника, адвоката, который не встречаясь с обвиняемым знакомится с материалами уголовного дела за 5 часов в ночное время. Кому этот тайный адвокат оказывает юридическую помощь и каковы последствия такого тайного сговора с органами следствия? Давайте рассмотрим произошедшее и постараемся ответить на простой вопрос: о таком ли правосудии говорится в Конституции Российской Федерации, и как к такому правосудию должны относиться граждане России.

        В настоящей истории мы пока не будем указывать реальные фамилии некоторых лиц, так как уголовное дело еще по существу не рассмотрено, но сами события о тайном приглашении адвоката следователем, будут изложены с достаточной точностью.

       И так. Оканчивался февраль месяц 2022 года. По одному из уголовных дел, возбужденном в отношении Евгения Х. по частям 3 и 4 статьи 228.1 УК РФ, шло ознакомление с материалами уголовного дела. Но срок предварительного следствия заканчивался 2 марта 2022 года. Обвиняемый к окончанию февраля 2022 года как раз окончил ознакомление с материалами уголовного дела, о чем подписал соответствующий протокол. Оставалось ознакомиться с материалами уголовного дела, состоявшему из 17 томов, защитнику. Но, 28 февраля 2022 года адвокат-защитник, знакомившийся с уголовным делом, сообщил следователю о том, что его подзащитный от его услуг отказался. И тогда следователь Вера П. решает не спрашивать ничего обвиняемого, не отбирать у него никаких заявлений в отношении его защитников, не предоставлять ему времени для поиска нового защитника, если он действительно отказался от прежнего, а закончить дело тайным способом. Но, без адвоката такого дела не провернешь. И, следователь, в последний день предварительного следствия, то есть 2 марта 2022 года, приглашает адвоката по назначению Викторию Б… И понимание коллеги из адвокатуры было найдено. Виктория Б., не считает нужным сообщать обвиняемому, что ее следователь назначил его защитником, ее не интересует позиция обвиняемого, желания того, какие у него есть ходатайства, заявления. Адвокат начинает тайно от обвиняемого оказывать юридическую помощь обвиняемому, а именно знакомиться с материалами уголовного дела, которые, если верить протоколу, она изучила за 5 часов, то есть с 18 часов по 23 часа 2 марта 2022 года. Верит ли читатель, что адвокат за 5 часов в ночное время изучила 17 томов уголовного дела, каждый из которых состоит из 200-250 листов, или нет, но, ни следователя, ни адвоката это не смущало. Оба должностных лица подписали протокол об ознакомлении со всеми материалами уголовного дела.

       20 апреля 2017 года VIII Всероссийским съездом адвокатов был принят «Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве». Как указано в документе, настоящий Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве (далее – «Стандарт») утвержден в целях формирования единых требований к осуществлению защиты по уголовному делу.

       Из пункта 1 Стандарта следует, что основанием для осуществления защиты является соглашение об оказании юридической помощи либо постановление о назначении защитника, вынесенное дознавателем, следователем или судом, при условии соблюдения порядка оказания юридической помощи по назначению, установленного в соответствии с законодательством.

       После вступления в дело в качестве защитника Стандарт определяет следующую последовательность действий адвоката:

        — адвокат должен разъяснить подзащитному право иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально и принять меры к проведению такого свидания. В случае нарушения права подзащитного на свидание со стороны следователя, дознавателя или суда адвокат должен принять меры к внесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления об этом нарушении (пункт 3).

        — в рамках первого свидания с подозреваемым, обвиняемым адвокату следует (пункт 4):

       а) выяснить наличие обстоятельств, препятствующих принятию поручения на защиту или исключающих участие данного адвоката в производстве по уголовному делу;

       б) получить согласие на оказание ему юридической помощи по соглашению, заключенному адвокатом с иным лицом;

       в) разъяснить право на приглашение защитника по соглашению в случае, если адвокат осуществляет защиту по назначению;

       г) выяснить обстоятельства задержания и уточнить, проводился ли допрос в отсутствие адвоката и применялись ли незаконные методы при проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий;

       д) выяснить отношение к предъявленному обвинению или подозрению в совершении преступления.

        — адвокат должен согласовать с подзащитным позицию по делу. В этих целях адвокат:

       а) принимает меры к выяснению существа обвинения или подозрения, в том числе посредством ознакомления с процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, и иными документами, которые предъявлялись либо должны были ему предъявляться;

       б) в случае вынужденного определения позиции по делу в отсутствие возможности ее предварительного согласования с подзащитным исходит из принципа презумпции невиновности подзащитного и согласовывает с ним такую позицию при первой возможности

        — в процессе осуществления защиты адвокат (пункт 8):

       а) консультирует подзащитного и разъясняет ему процессуальные права и обязанности, применяемые по делу нормы материального и процессуального права;

       б) оказывает подзащитному помощь в ознакомлении с материалами дела, в написании ходатайств, жалоб и иных процессуальных документов или готовит их самостоятельно;

       в) использует иные средства и способы защиты, не запрещенные законодательством.

        — адвокат по просьбе подзащитного или по собственной инициативе при наличии к тому оснований обжалует его задержание, избрание ему меры пресечения, продление срока содержания под стражей или срока домашнего ареста, применение к подзащитному иных мер процессуального принуждения, другие решения и действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы подзащитного (пункт 9).

        — ознакомившись с материалами уголовного дела в порядке статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, защитник при необходимости должен заявить ходатайства в соответствии с правовой позицией по делу (пункт 12).

       Адвокат Виктория Б. не только не стала выполнять требования указанного Стандарта, она вообще скрыла от своего подзащитного, что оказывает ему юридическую помощь в качестве защитника, подписав в тайне от того протокол ознакомления с материалами уголовного дела, чем, конечно-же, нарушила положения Стандарта, принятого VIII Всероссийским съездом адвокатов, а кроме этого и положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». И более этого, как представляется, адвокат своими действиями причинила серьезный вред адвокатскому сообществу, а именно серьезным образом унизила авторитет адвокатуры, продемонстрировала гражданам и обществу в целом, что адвоката не интересуют законные интересы граждан, которым он оказывает юридическую помощь.

       По данному факту на основании заявления Евгения Х. в адвокатской палате Камчатского края возбуждено дисциплинарное производство в отношении адвоката Виктории Б. о нарушении ею подпунктов 1.4 пункта I статьи 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 5, подпунктов 1, 2 статьи 8, подпунктов 1,9 пункта 1 статьи 9, статьи 12, пункта 6 статьи 15 Кодекса профессиональной этики адвоката. Рассмотрение дисциплинарного производства назначено на начало июня 2022 года.

       Между тем уголовное дело поступило в Петропавловск-Камчатский городской суд, где в предварительном судебном заседании (адвокат Виктория Б. в суд не прибыла, отсутствие адвоката никак не было объяснено) защита (адвокаты Игорь Копытов и Дмитрий Урушадзе) обратив внимание суда на существенное нарушение права на защиту на досудебной стадии производства, ходатайствовала о возвращении уголовного дела прокурору, полагая, что указанные нарушения оказания юридической помощи повлекли нарушение права на защиту при составлении обвинительного заключения.

       Отказывая в ходатайстве защите о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий для его рассмотрения судом и назначая открытое судебное заседания по уголовному делу судья Петропавловск-Камчатского городского суда Оксана Галиулина сослалась на следующее:

       «2 марта 2022 года следователю поступило уведомление от адвоката Н. о том, что соглашение с Х. расторгнуто по инициативе последнего. В этот же день следователь отстранила адвоката Н. от участия в деле и, действуя в интересах обвиняемого, при направлении дела прокурору назначила адвоката Б. для осуществления защиты Х. Адвокат ознакомилась с материалами дела, после чего дело было направлено прокурору.

       В этой связи утверждать, что право на защиту Х. было нарушено, оснований не имеется. Напротив следователем были предприняты меры к тому, чтобы даже по завершению всех следственных действий, в том числе выполнение ст. 217 УПК РФ, Х. имел адвоката при направлении дела прокурору».

       Таким образом, суд весьма странно оценил «наличие адвоката» у обвиняемого в условиях, что обвиняемый о существовании такого адвоката, который ему оказывает юридическую помощь в качестве защитника, даже не подозревал.

18:30
405
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...