Орган дознания прекратил уголовное дело после отказа прокурора направить его в суд
30 апреля 2021 года старшим дознавателем отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району А.Федоровым было прекращено уголовное дело, возбужденное 02 сентября 2020 года в отношении капитана рыболовного судна А. по ч.3 статьи 256 УК РФ на основании пункта 2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Перед этим, как пояснил защитник А. адвокат Игорь Копытов, уголовное дело дважды с обвинительным актом отдел дознания и административной практики ПУ ФСБ России по восточному арктическому району направлял прокурору для передачи в суд, однако оба раза прокурор с обвинительными актами согласен не был, указывая органу дознания, что органу дознания необходимо опровергнуть позицию защиты о том, что рыба была добыта законно, а таковых доказательств орган дознания представить не мог.
Вот, к примеру, что указывал заместитель прокурора Камчатского края М.Куликов в своем постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания от 17 декабря 2020 года:
«Исходя из показаний А., он, являясь капитаном судна МРС- 150-043, 15.08.2020 с применением морского ставного невода осуществлял добычу (вылов) водных биоресурсов по разрешению №412020012098 на рыболовном (рыбопромысловом) участке № 196. В этот же день вылов был завершен, закрыты ворота ловушки-садка невода. В связи с поломкой на судне лебедки не представилось возможным извлечь из ловушки-садка невода всю выловленную в этот день рыбу. 17.08.2020 оставшаяся в ловушке-садке рыба перелита в прорезь и передана для дальнейшей переработки на завод.
Из приведенной версии обвиняемого, принимая во внимание положения ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, следует, что вылов (изъятие из среды обитания) водных биологических ресурсов им осуществлен 15.08.2020, в разрешенный для этого день, то есть правомерно.
Также этой версией исключается факт добычи (вылова) тихоокеанских лососей в запрещенный период (с 16 по 17 августа 2020 года).
Однако собранными в ходе расследования доказательствами данная версия А. не опровергнута».
Получив вышеприведенные указания прокурора старший дознаватель А.Федоров решил доказать факт незаконной добычи посредством использования научных познаний, что не решило саму проблему подтверждения факта добычи, но наглядно показало, что законодателю давно пора определиться в том, как должны использоваться научные, специальные знания в состязательном судопроизводстве с тем, чтобы не получилось появление неких рассуждений специалистов без всякой ответственности за написанное, с дачей ответов на вопросы в области права, то есть в вопросах, которые относятся к компетенции исключительно органа следствия (дознания) или суда, но никак не в области дачи заключений специалистами (История обращения дознавателя в адрес учебного учреждения и том какой был дан ответ, будет опубликована позже).
В итоге пограничный орган решил пойти по проверенному пути: уголовное дело прекратили, а дело об административном правонарушении по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в отношении капитана судна возбудили. Конечно, для должностных лиц указанного правоохранительного органа хорошо, что это такой орган, в котором служат и инспектора и дознаватели, которые могут возбуждать и расследовать как уголовные дела, так и дела об административных правонарушений. Вот и получается, уголовное дело сами возбудили, доказательств виновности лица не нашли, сами его прекратили, а вместо уголовного дела возбудили дело об административном правонарушении и сами его рассмотрели. Вот такой вот орган.