Продаем чужие квоты. Право либо самоуправство?

Продаем чужие квоты. Право либо самоуправство?

         Арбитражный суд города Москвы рассматривает дело по иску пяти рыболовных компаний к Федеральному агентству по рыболовству о признании приказа от 15 июля 2019 года №352 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства», незаконным.

         Основанием предъявленных исков в арбитражный суд послужили те обстоятельства, что Федеральное агентство по рыболовству в 2019 году отказало компаниям, осуществлявшим ранее добычу рыбы на основании ежегодных российско-японских соглашений, в исключительной экономической зоне Японии, предоставлять квоты добычи, выделенные японской стороной на основании заявлений, как это было до 2019 года, а издало приказ от 15 июля 2019 года №352 и выставило квоты добычи на аукцион. Все бы ничего, но проданными с аукциона оказались японские квоты на 15 лет, хотя на указанный срок Япония никаких квот России не предоставляла.

        Так, 7 декабря 1984 года было заключено Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран, в соответствии с которым каждая Договаривающаяся Сторона, исходя из принципа взаимной выгоды, будет разрешать согласно своим соответствующим законам и правилам гражданам и рыболовным судам другой Стороны вести рыбный промысел в прилегающей к своему побережью 200-мильной зоне в северо-западной части Тихого океана, именуемой ниже «зона» (статья 1), при этом каждая Договаривающаяся Сторона будет ежегодно определять для рыболовных судов другой Стороны, при условии возможного внесения изменений в случае непредвиденных обстоятельств, квоты вылова рыбы, видовой состав, промысловые районы, а также конкретные условия ведения этими судами рыбного промысла в своей зоне (статья 2). Решение по выделению квот, принимается после консультаций, проводимых в Советско-Японской Комиссии по рыболовству, упомянутой в статье 6 настоящего Соглашения и с учетом состояния запасов, возможностей своего рыбного промысла, традиционного уровня и методов рыбного промысла другой Стороны, а также других относящихся к этому факторов (статья 2). Для достижения целей настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны создали Советско-Японскую Комиссию по рыболовству, именуемую ниже «Комиссия» (статья 6), которая собирается ежегодно.

        С указанного периода времени, на основании этого Соглашения во взаимосвязи с ежегодными решениями Комиссий, как самостоятельными международными соглашениями, принимаемыми на основании общего международного соглашения, в экономической зоне Японии выделались квоты добычи советским, а в дальнейшем российском судам.

       В период с 1 по 5 апреля 2019 года состоялось заседание, очередной, уже 35-й сессии Российско-Японской комиссии по рыболовству (далее – Комиссия). В соответствие с решением Комиссии Российской Федерации в водах Японии было выделено для добычи российскими компаниями 51500 тонн скумбрии и 11 000 тонн сардины иваси.

        Как следует из пункта 4 пункта 10 статьи 31 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в случае предоставления Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых ранее осуществлялось промышленное и (или) прибрежное рыболовство в районах действия такого международного договора без заключения договоров, указанных в статье 33.1 настоящего Федерального закона, указанная квота распределяется в долевом соотношении между лицами, осуществлявшими добычу (вылов) указанного вида водных биоресурсов в определенном районе на основании договоров пользования водными биоресурсами, а объем доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов у таких лиц определяется на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году.

       Рыболовные компании сразу же обратились в Росрыболовство с заявлениями о предоставлении части из выделенных квот. Но, должностные лица Росрыболовства решили не выделять квоты бесплатно. И квоты были выставлены на аукцион. Причем не только, выделенные российско-японской комиссией на 2019 год, а до 2033 года.

       Поступившие иски в арбитражный суд города Москвы были соединены в одно производство №А40-200766/2019. Истцы — ООО «Ролиз», ООО Рыбная компания «Лунтос», ООО «Интреррыбфлот», АО «Тралфлот» и ООО «Поларис» настаивали на нарушении своего права указанным приказом. Судья Ваганова Е. А. первоначально приняла решение о привлечении в качестве третьего лица ООО «Магадантралфлот», как лица, купившего квоты вместе с АО «Тралфлот» на прошедшем аукционе на основании обжалуемого приказа.

       На состоявшемся 16 декабря 2019 года судебном заседании Рыбная компания «Лунтос» и АО «Тралфлот» (общество, которое тоже приобрело квоты на аукционе) отказались от исковых требований. Представитель Росрыболовства в судебном заседании отзыва не представила, а пояснить какие нормы права позволили издать приказ на продажу чужой собственности (квот) на 15 лет не смогла. Арбитражный суд предоставил возможность Росрыболовству обосновать свою позицию и отложил рассмотрение дела на 24 декабря 2019 года. Но и 24 декабря 2019 года арбитражный суд принять окончательное решение не смог. Со слов представителя ООО «Поларис» адвоката Коллегии адвокатов Москвы Сергея Степашкина, участвовавшего в судебном заседании, заседание было отложено с обязанием представителя Росрыболовства представить письменный отзыв с обоснованием позиции и ссылками на правовые акты. Следующее заседание назначено на 5 февраля 2020 года.

       Вместе с тем, возникает логичный вопрос: а нет ли вмешательства в суверенные права другого государства – Японии должностных лиц Росрыболовства и если есть, то должны ли они нести ответственность за указанные вмешательства в России или Японии? Ведь когда речь идет о биоресурсах исключительной экономической зоне России, то должностные лица правоохранительных органов и суды при рассмотрении дел, сразу же ссылаются на то, что природные ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности и составляют объекты обеспечения экономический безопасности Российской Федерации. Должны ли суды рассматривать аналогично правовой режим природных ресурсов исключительной экономической зоны Японии или есть какие –то тайные документы, которые позволяют должностным лицам Росрыболовства продавать чужие биоресурсы как свои на 15, а может и больше, лет? И, кстати, как на эти вопросы смотрят министерства иностранных дел России и Японии?

      Представитель ООО «Интеррыбфлот» адвокат Игорь Копытов пояснил, что по данному вопросу, с учетом отложения рассмотрения арбитражным судом исков на февраля 2020 год, что может повлиять на причинение убытков в виде упущенной выгоды юридическому лицу, а также во взаимосвязи с пониманием полномочий должностных лиц Росрыболовства, в ряд органов, в том числе и Министерство иностранных дел России, готовятся соответствующие адвокатские запросы. 

19:30
662
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...