Защитник по контракту

Защитник по контракту

 


В связи с принятием Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», возникла правовая неопределенность в вопросах правил участия адвокатов в делах по назначению и системе бесплатной юридической помощи.

Со вступлением данного закона в силу с 1 января 2014 года может оказаться установленным новый порядок  допуска адвокатов к участию в уголовном и гражданском судопроизводстве в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом основанный на контрактной основе. В связи с возникшей неопределенностью в этом вопросе, президент ФПА РФ Евгений Семеняко обратился с письмом в адрес Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Текст обращения публикуется ниже (опубликован на сайте ФПА РФ)

Председателю Правительства

Российской Федерации

Д.А.Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

С 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон)устанавливается контрактная система допуска адвокатов к участию в уголовном и гражданском судопроизводстве в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ (пункт 27 части 1 статьи 93).

До настоящего времени участие адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению уполномоченных на то органов обеспечивалось адвокатскими палатами субъектов РФ в соответствии с порядком, утверждаемым советом палаты. Размер вознаграждения адвоката за участие в этой работе установлен Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, а порядок расчета вознаграждения адвоката определен совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 5 сентября 2012 г. № 174/122н.

Указанные документы в связи с переводом адвокатов на контрактную систему не отменены и продолжают действовать.

Федеральная палата адвокатов к участию в проведении экспертизы проекта вышеназванного закона не привлекалась, вопросы, относящиеся к адвокатской деятельности, с нами не согласовывались.

Это привело к тому, что деятельность адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи, носящая публично-правовой характер, низведена до уровняоказания услуг, которые могут выставляться на конкурс или аукцион в качестве товара для продажи, что, как правило, характерно для коммерческой (предпринимательской) деятельности. Указанная подмена понятий противоречит действующим нормам законодательства об адвокатуре, положения которого четко указывают на то, что адвокаты оказывают не услуги, а квалифицированную юридическую помощь, и их деятельность не является предпринимательской. Последнее подтверждается позицией высших судебных инстанций, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации.

Как следует из части 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П «….Деятельность, имеющую публично-правовой характер, осуществляют также адвокаты, на которых возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли».

Принятый закон эти принципиальные положения об адвокатской деятельности игнорирует, что может иметь негативные последствия для обеспечения деятельности правоохранительных и судебных органов.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации выражает крайнюю обеспокоенность тем, что установление контрактной системы без отмены действующих законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в этой сфере, создает предпосылки для правовой неопределенности и хаоса в отправлении правосудия.

По оценке экспертов доля уголовных дел, в которых участвуют адвокаты в качестве защитников по назначению,составляет примерно 80% и для обеспечения уголовного судопроизводства привлекается до 40 тысяч адвокатов. Учитывая, что ежегодно следственные органы МВД РФ и СКР расследуют в среднем около 2-х миллионов дел, а суды рассматривают примерно 900 тысяч уголовных дел, трудно представить возможность заключения контрактов с адвокатами по огромному массиву дел без ущерба для деятельности правоохранительных и судебных органов, что ставит под угрозу непрерывность уголовного судопроизводства, не говоря уже о возможных в связи с этимнарушениях прав граждан, находящихся под следствием и судом.

Отсутствие механизма реализации нового закона и заключенных контрактов делает невозможным с 1 января 2014 г. финансирование труда адвокатов, в связи с чем они утрачивают право на вознаграждение за труд.

В этой ситуации у нас нет иного выхода как предупредить о том, что органы адвокатского самоуправления снимают с себя ответственность за те негативные последствия, которые могут наступить в сфере отправления правосудия в результате применения к адвокатам законодательства о контрактной системе, если соответствующие коррективы не будут срочно внесены в вышеназванный закон.

Кроме того, по мнению наших экспертов,правовая норма о контрактной системе участия адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению содержит коррупционную составляющую и будет способствовать сращиванию следователей садвокатами в ущерб праву граждан на защиту и справедливое судебное разбирательство. Неугодные следствию и суду адвокаты со временембудут устранены из контрактной системы, а контроль адвокатурынад деятельностью так называемых «карманных» адвокатов будет минимизирован.

Министерство экономического развития и торговли РФ в 2007 году уже пыталось распространить на адвокатскую деятельность законодательство о государственном заказе на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (письмо от 14 июня 2007 г. № Д04-2224), что повлекло отказ в оплате труда адвокатов из-за отсутствия заключенных с ними контрактов. Только после нашего вмешательства и проработки вопроса с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации министерство признало, что:

— порядок назначения адвокатов в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Федеральный закон от 21 .7.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для целей регулирования отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми защитниками;

— работы (услуги) выполняются (оказываются) адвокатами в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы (услуги) для государственных или муниципальных нужд в понятии Закона № 94-ФЗ.

Соответствующее разъяснение министерством было направлено в Федеральное казначейство, после чего финансирование труда адвокатов было возобновлено (исх.№14026-АП/Д04 от 18.09.2007 г.).

Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 326-ФЗ статья 1 Закона № 94-ФЗ была дополнена частью 4 следующего содержания: «4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные:

1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Принимая во внимание, что приведенная правовая норма в новом законе не сохранена, возникла правовая неопределенность и в вопросе участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи, так как по смыслу закона бесплатную помощь в рамках государственной системы адвокаты также должны оказывать на основе заключенных контрактов, однако никаких указаний на этот счет закон не содержит.

С учетом изложенного просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, вмешаться в сложившуюся ситуацию в целях её незамедлительного урегулирования.

С уважением,

Президент Федеральной палаты адвокатов

Российской ФедерацииЕ.В.Семеняко

21:18
1485
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...