На Камчатке суд оправдал человека, которому сшили дело ФСБ и СК

На Камчатке суд оправдал человека, которому сшили дело ФСБ и СК

        На страницах Радио Эхо Москвы от 29 декабря 2013 года опубликована статья Игоря Кравчука «На Камчатке суд оправдал человека, которому сшили дело ФСБ и СК», аналогичная статья под названием «На Камчатке суд вынес оправдательный приговор. Оперативная работа дармоедов ФСБ и макулатура следователя СК всё пошло насмарку?!» опубликована и в газете «Экспресс-Камчатка» за 28.12.2013 года.
          Ниже приводятся выдержки из указанных статей и фотографии процесса. 

           В пятницу, 27 декабря, в  Петропавловск-Камчатском  городском суде оглашен приговор по громкому делу коррупционной направленности в отношении бывшего начальника территориального управления федерального агентства «Росимущества» А.В. ФОМЕНКО, который  обвинялся  по ст. 286 ч.1 «Превышение должностных полномочий», что вылилось в передачу 17 конфискованных судом браконьерских шхун в аренду двум государственным унитарным предприятиям.  Судья А.А. КОТКОВ полностью ОПРАВДАЛ подсудимого по всем пунктам обвинения, не найдя в его действиях состава преступления и признал все доводы следствия необоснованными.   … Справедливость восторжествовала!

Изображение

 Изображение

Чтение приговора судья А.А. Котков начал 27 декабря в 16 часов. Закончил через час небольшим. В зале кроме судьи, подсудимого А.В. Фоменко, адвоката И.А. Копытова, пристава, секретаря и меня больше никого не было. Подсудимый и адвокат выслушивали приговор молча без эмоций. Никаких особых эмоций они не проявляли и после вынесения оправдательного вердикта. Только пожали друг другу руки

 Изображение

По идее надо привлекать к дисциплинарной ответственности инициаторов этого уголовного дела из числа чекистов, а также СУ Следственного Комитета. Но, похоже, наказывать руководителей никто не будет. У нас это не принято. Хотя раньше каждый оправдательный приговор был ЧП для следственно-оперативных органов. Ведь начальство ФСБ и СУ санкционировало возбуждение дела, проведение ОРД. Начальнику камчатской Лубянки Андрею ВОЛОГДИНУ  кровь из носу надо было поставить жирную галку в своих отчетах и результатах служебно-оперативной деятельности. А тут такой облом — оправдание.

Изображение

Защитник Игорь Копытов слушает приговор. После суда он сказал автору, что делал ставки примерно 80:20, что 80 % будет оправдательный приговор. По его словам оправдательные приговоры — очень большая редкость....

 

Изображение

Адвокат И. Копытов и  оправданный А. Фоменко после суда

В ЧЕМ ОБВИНЯЛСЯ  А. ФОМЕНКО?

 
          Камчатская пресса, а точнее Кирилл Маренин  не раз писал о проблеме с задержанными  браконьерскими шхунами, конфискованными в доход государства.  Суть проблемы в  том, что конфискованных судов всегда было много (у нас в порту больше 40). Эти рыболовные сейнеры  обращены судом в доход государства и составляют его казну. Их по закону можно только продать или уничтожить (как уничтожать — нигде не поясняется). Суда стоят на балансе  ТУ «Росимущества» и оно платит деньги за их охрану и содержание (причальная стенка, электричество и пр.) Большей частью рыбацкие сейнеры  разграблены, или как записано в материалах уголовного дела: конструктивно уничтожены. Т.е. это имущество опустошает казну. Продать невозможно и надо хранить.
          В июле 2011 года замруководителя Росимущества РФ Сергей Максимов направил  в адрес камчатского  управления предписание передать двум федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) на праве хозяйственного ведения 15 судов, которые были конфискованы на Камчатке за нелегальный промысел краба. Позже отдельным поручением Максимов дал аналогичную команду относительно еще 2 судов. Итого – 17 единиц флота.
Вот первые 15 судов: «Оникс», «Рей», «Кусеки Мару», «Норд», «Зюйд», «Мидас», «Ронд», «Николай Солодчук», «Кит», «Адонис», «Ти¬гиль», «Ангара», «Флинт», «Тайс» (ранее называлось "Гера"), «Талдан». Потом еще два: «Екатерина» и «Cheng Hui № 1» (Чень Хуэй № 1). .......

Изображение

На фото ПСКР.....

Раньше таких поручений Росимущество не давало. Поэтому А.В. Фоменко  обратился к московскому руководству с просьбой разъяснить, законно ли передавать конфискованные суда во ФГУП. Правовое управление Росимущества ответило, что законом это не предусмотрено, но и не запрещено, но реакция может быть негативная со стороны кое-кого, в частности — прокуратуры.

В сентябре 2011-го А. Фоменко направил С. Максимову письмо, в котором спрашивал, как же ему действовать, учитывая позицию правового управления. Из Москвы пришел жесткий ответ:исполнить поручение немедленно!

В работе Росимущества не раз возникали подобные ситуации. Так было с передачей конфискованных судов в аренду. Закон такую аренду не предусматривает. Однако не ограничивает использование имущества РФ, если это не влечет его изъятия из оборота. Когда Росимущество стало передавать суда в аренду, никто не возражал, включая прокуратуру и природоохранного прокурора А. ЯВОРСКОГО который потом утвердил  окончательное обвинение уже в качестве заместителя прокурора края.

Учитывая этот опыт, А. Фоменко выполнил повторное указание, передал суда двум ФГУПам, которые были указаны С. Максимовым — «Северо-Восточное содружество» («СВС») и «Приволжский». Для страховки он уведомил о своих действиях прокурора края 30 сентября 2011-го (на следующий день после того, как были подписаны первые распоряжения). Если бы прокурор усмотрел нарушение закона, он мог бы оспорить решения Н. Фоменко. И передача судов не состоялась бы.

Прокурор не нашел нарушений из письмаА. Фоменко. И это лишний раз убедило Фоменко в том, что интересы государства соблюдены. Но они оба ошиблись. ......

Для камчатского управления Росимущества было счастьем избавиться хотя бы от 17 из 40 конфискованных судов, которые ему приходилось и приходиться содержать самому за счет скудных средств бюджета.

Однако вскоре выяснилось, что ФГУПы   «СВС» и «Приволжский» распорядились полученным имуществом незаконно. В начале 2012-го «СВС» передало без согласия собственника 7 судов во фрахт иностранным компаниям, зарегистрированным на Сейшелах. Часть судов была переведена под флаг Сьерра Леоне, с регистрацией во Фритауне. Еще 2 судна ушли с аукциона, но выручка в бюджет не поступила. Когда «Приволжский» продал 5 судов, часть средств также прошла мимо государства. На 3 судна были продлены договоры аренды, которые ранее заключило камчатское управление Росимущества. Но получателем арендной платы вместо госбюджета стал «Приволжский». Ущерб стране от этих действий оценен в 45 млн рублей.

Крайним стал А. Фоменко. Ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Хотя, если разобраться, то он всего лишь выполнил поручение руководства, как ему и положено по регламенту. Причем выполнил не сразу, а запросил из центра разъяснений. Ему разъяснили, что подобные действия не нарушают закона. И что ему оставалось делать? Не верить собственному начальству?

Он ведь еще и прокуратуру предупредил. Прокурор не принял мер. Значит, сам не увидел ничего противозаконного в передаче флота ФГУПам.

Подчеркну, что «СВС» и «Приволжский» – государственные предприятия. Они созданы Росимуществом, в том числе, для того, чтобы обеспечивать сохранность конфискованных судов, пока они не проданы с аукциона. Собственник вправе как передать им свое имущество, так и забрать. То есть передача конфискованных судов во ФГУП не является их отчуждением у государства.

А если ФГУПы нарушили закон, то при чем здесь Фоменко? Он же не контролирует их деятельность. В общем, не все просто в этом деле.

Еще труднее ответить на вопрос: как навести порядок в сфере обращения с конфискованным флотом, чтобы не создавать почву для преступлений?

Найти и уничтожить

Конфискованное рыболовное судно подпадает под действие двух законов – о рыболовстве и приватизации госимущества. С одной стороны, с ним ничего нельзя сделать, кроме как продать с аукциона, а если это не удалось, то уничтожить (как это сделать процедура законом не прописана). С другой, перед продажей оно должно пройти множество процедур, каждая из которых грозит растянуться на годы.

В результате, судно стоит у причала бесконечно долго. А местное управление Росимущества, на территории которого оно изъято, должно его содержать, оплачивать стоянку. Причем надо помнить, что судно – сложный механизм. За ним должны следить профессионалы. А когда это делают клерки, которые не знают, где у него нос и корма, последствия непредсказуемы.

Изображение

На фото хотя это и не браконьерские шхуны, но с морскими корсарами которых ловят пограничники картина примерно такая же. Их грабят, разукомплектовывают, они тонут или тупо стоят у причальной стенки за что Росимущество платит деньги. А на фото суда принадлежащие юристу, адвокату Ю.О. Баранкову, отобранные его другом депутатом Н.И. Мещеряковым за то, что не расплатились за дорогущий ремонт

Но это полбеды. Вторая половина заключается в том, что обращение с конфискованными судами до их продажи – сфера, где нет четких правил и законов. Поэтому она обросла различными «схемами». Попытки навести здесь порядок – это выход на очень скользкое поле, где легко потерять равновесие. Пример тому – уголовное дело Николая Фоменко.

Когда похожая ситуация сложилась с конфискованной рыбной и крабовой продукцией, там решили конфискат уничтожать. Такой шаг можно признать верным, хотя с оговорками. Почему нельзя сделать аналогичный ход в отношении изъятого флота?

В нашей стране мощности по добыче биоресурсов давно превысили ресурсную базу (особенно когда речь – о крабе). Продавать конфискованные суда или сдавать их в аренду – подливать масла в огонь. Такие суда, как правило, принадлежат трансграничным преступным группам. После конфискации они обычно возвращаются к бывшим хозяевам либо к другим жуликам. Уважаемой фирме с историей и квотами это добро явно не нужно. Получается, что государство само поддерживает браконьерский флот на плаву.

Если оно решит уничтожать конфискованные суда, то сразу снимет с себя эту проблему. И чиновникам Росимущества больше не придется мудрить с тем, как такие суда хранить, кому их передать, рискуя каждый раз попасть под следствие.

Изображение

Губернатор Камчатки Владимир Илюхин поздравляет с годовщиной КГБ начальника РУ ФСБАндрея Вологдина.

Изображение

На фото: сидит начальник СУ СК РФ Ю.П. Мороз, стоит прокурор края А.Г. Князев. Что они скажут по поводу оправдательного приговора?

ОПЕРАЦИЯ ФСБ "ЩЕБЁНКА"

Это не первый провал камчатских чекистов. В 2012 году краевая судейская коллегия отменила приговор по взятке и полностью оправдала 61-летнего инженера ООО "Стройкомплекс" А. Сланченко. Дело инициировали особисты, т.е военный отдел ФСБ ТОФ.

На Камчатке есть заброшенный карьер, где все кому не лень брали щебень. "Стройкомлпекс" тоже грузил самосвалами породу. Как вдруг появился человек который кричал, что это земли Министерства Обороны и относятся к военному лесничеству. Инженер спросил с кем можно встретиться, спросить разрешение или заплатить и решить этот вопрос. Честный лесничий оказался стукачом КГБ и побежал прямиком к кураторам, что дескать ему предлагают взятку и госбезопасность Родины под угрозой. Ну а дальше встречи под контролем, диктофон за пазухой и провоцирование человека на взятку. Диктофон в документах фигурировал как проведение оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» для которого санкция суда не требуется. 

Причем развернулась широкомасштабная  операция которых давно не видело военное ведомство и чекисты. Особисты доложили военному коменданту гарнизона полковнику А. Пугачу, что в военном карьере идет незаконная добыча щебня. Комендант доложил командующему  и оперативному дежурному  войск и сил РФ на Северо-Востоке. Командующий группировкой  контр-адмирал МАКЛОВ написал донесение военному прокурору гарнизона, и командующему ТОФ, что из карьера расположенного в п. Долиновка предприятие «Стройкомплекс» самовольно добывает и вывозит природный камень для ремонта дороги.  А военная бюрократия такова, что договорные отношения на добычу и вывоз щебня из военного карьера можно заключить только через Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ в г. Москве. Но камчатская фирма с предложением о заключении такого соглашения в Минобороны не обращалась.

Читая все эти серьезные документы и если не знать, что в карьере добывали обычный вулканический щебень все кому не лень, то перед глазами рисуется картина что фирмачи тырили из карьера чуть ли не золотоносную породу, чтобы извлекать благородный металл и наживаться на этом. 

Сланченко попал под пресс оперативно-следственно-прокурорского катка,  который почти в 100 % случаях раздавливает людей и их судьбы. Несколько месяцев он просидел в СИЗО. Более того, Анатолий Григорьевич являлся гражданином Украины. У него было  разрешение на временное проживание в России на год – до 4 октября 2011 года. Когда он обратился в отдел миграционной службы с просьбой выдать разрешение на новый срок, то получил отказ. Мотивированный тем, что в отношении  него возбуждено уголовное дело. Он направил жалобу директору ФМС России, что возбуждение уголовного дела по закону не является основанием для отказа в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Это был волюнтаризм камчатского ОФМС и боязнь силовых структур. Видимо в миграционной службе были уверены, что СЛАНЧЕНКО осудят или действовали незаконно по просьбе военного отдела ФСБ.

Дальше был суд и приговор. Судья Н. БОРИСЕНКО подробно расписала «злодейство» Анатолия СЛАНЧЕНКО и у нее не было сомнений, что преступление совершено умышленно и полностью доказано. Судья приговорила человека к штрафу в 500 тысяч рублей и он несказанно радовался, что так легко обошелся, а могли и упечь на несколько лет. Сомнения в виновности осужденного  появились у судебной коллегии по уголовным делам Камчатского краевого суда после рассмотрения жалобы адвоката Ольги Феофановой (у нее в подчитнении когда то работала следователь Ирина Яровая).  Коллегия отменила приговор первой инстанции и записала, что  «При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что Сланченко был спровоцирован сотрудниками ФСБ  на дачу взятки. Человек был полностью оправдан.

Репрессивный следственно-прокурорско-судебный каток проехался сначала по судьбе человека, вкатав ее в грязь, но потом его заставили включить реверс и сдать назад.

В пятницу вечером после приговора я шел по Петропавловску -Камчатскому и на улицах люди мельтешили с пакетами набитыми предновогодними покупками. В ресторанах гремели корпоративы. Я не знаю как отмечал оправдательный вердикт А. Фоменко которого я увидел впервые во время приговора. Может никак не отмечал. Уверен, что  на душе ему было приятно. 1,5 года  он был под следствием и почти полгода шел суд. Конечно он мог заплатить 50 "штук" штрафа  и в биографии появилась бы приписка — судим. И вдруг он оправдан и получил право на реабилитацию.  Сделают ли  хоть какие то выводы для себя камчатские "каратели" для которых возбудить уголовное дело и посадить на скамью подсудимых человека проще даже чем два пальца… Вряд ли. Страна требует  жертв, а органам нужны галки в показателях работы, в отчетах. В этот раз споткнулись, но это скорее исключение из правил.

Игорь Кравчук, фото автора

19:09
2409
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...